Начну с “движения”, хотя в названии оно последнее (“Восприятие Движения”), но в данном случае по сути оно первично. Движение это одна из форм существования материи. Свет, электричество, теплота представляют собою не что иное, как различные формы движения вещества. Молекулы находятся в непрерывном движении. Время неразрывно связано с движущейся материей. В основу измерения времени легли астрономические явления, обусловленные движением небесных тел. Механические часы работают за счёт движения (качания) балансира, действие атомных часов основано на движении атомов. В индуизме жизнь это - космический танец Шивы (тaндава нрuтья). Пока Шива танцует - мир жив. Прекращение этого танца означает прекращение жизни т.е. мир существует пока есть движение.
В нашем случае, не будет движений - не будет и восприятия, подразумеваются движения зрителя. В системе мира Аристотеля существует 9-ть “небес”, на последнем, 9-ом небе - находится “дух”, или “первый двигатель”, который сообщает движение всем небесам. В инсталляции зрителю отведена роль - “первого двигателя”, того что приводит в движение, оживляет т.е. зритель не зависимо от его желания помещается в центр интерактивной инсталляции вольно или не вольно становится автором, главным действующим лицом аудиовизуального перформанса, отображающего изменения пространства в процессе восприятияим им движений зрителя. Его движения выводят инсталляцию из состояния покоя. Сама по себе инсталляция является лишь немым механизмом - устройство для преобразования (визуализации) движений зрителя.
Подобно планете зритель перемещается (движется) относительно некоторой определённой системы координат. Если планета Земля движется вокруг центра Галактики, Солнца, своей оси и общего с Луной центра масс, то зритель совершает движения относительно интерактивных участков видеополотна (полупрозрачных квадратов существующих только на полотне видеинсталляции). Земля в своем движении по орбите пересекает десятки потоков состоящих из метеоров разного размера и состава, попадая в земную атмосферу они испаряются и этот момент (испарения) мы можем наблюдать в виде проносящейся по небу «падающей звезды». В момент пересечение траектории движений зрителя с координатами интерактивных участков видеополотна возникает простейшая геометрическая фигура и её появление сопровождает сэмпл. Как это происходит? Очень просто.
На экран транслируется видеопоток поступающий через ПК с Web камеры. Зритель, оказываясь в зоне захвата изображения Web камеры, видит себя на экране в окружении полупрозрачных квадратов. Каждый из этих квадратов следит за своим участком пикселей видео потока расположенных за ним и проверяет их ежесекундно на предмет изменения цветовой палитры. Если в участке за которым следит квадрат появляется что-то новое, что там до этого не присутствовало (рука, голова… не важно) или наоборот что-то исчезнет и соответственно изменяется цветовая палитра подконтрольных пикселей, “квадрат” вызывает функцию добавляющую на экран простейший геометрический элемент и проигрывающую звуковой сэмпл.
“Плоскость, образовавшая квадрат, явилась родоначалом супрематизма, нового цветового реализма как беспредметного творчества”. Квадратам в инсталляции отведена особая роль. Если Вы обратите внимание, то заметите, что квадраты разные. Квадраты расположенные слева добавляют на плоскость экрана цветные квадраты и четырёхугольники. Озвучены они бамбуковой флейтой. Квадраты расположенные справа (под правую руку) озвучены струнным инструментом шамисен, добавляют на экран круги, полу круги, линии и др. геометрические элементы. При серии соприкосновений зрителя с «квадратами» выставочное пространство наполняется звуками, а экран абстрактными супрематическими композициями.
В манифесте “От кубизма и футуризма к супрематизму” изд. 3-е. М., 1916, К.Малевич пишет: “искусство - это умение создать конструкцию, вытекающую не из взаимоотношений форм и цвета и не на основании эстетического вкуса красивости композиции построения,- а на основании веса, скорости и направления движения”. В инсталляции “скорость и направления движения” означают буквально - скорость и направления движений зрителя. Движения зрителя не должны быть слишком быстрыми, иначе они могут остаться не замеченные программой, а направления (траектории) движения должны сопересекаться с интерактивными участками видеополотна, в противном случае инсталляция останется в состоянии покоя.
В том же манифесте есть: “Живопись будет средством передать то или иное состояние форм жизни”. Инсталляция “Восприятие движения” отображает формы существования материи. Что такое материя? Это объективная реальность - реальная жизнь. Весь окружающий нас мир представляет собой движущуюся материю в её бесконечно разнообразных формах и проявлениях. Инсталляция отображает три формы существования материи. Это движение, в данном случае механическое движение (изменение с течением времени положения частей тела относительно друга друга); пространство представленное в виде системы координат интерактивных участков видеополотна; и время (движение происходит на протяжении определённого отрезка времени). Живопись в традиционном понимании, это информация переданная посредством нанесения цветных материалов на плоскость. Супрематизм - метод выражения структуры мироздания в геометрических формах. Инсталляция отображает три составляющих структуры мироздания (движение, пространство, время) посредством нанесения простейших геометрических форм на плоскость видеополотна.
Оторванный от сопровождающей информации данный ART объект представляет собой довольно простенькую игрушку для детей дошкольного возраста.
Организаторы семинара :
Государственный Центр современного искусства (Санкт-Петербург)
Медиалаборатория CYLAND (Кронштадт)
“Грязная Галерея”, Санкт-Петербург.16.02.08
© Сергей Коцун
фото: Сергей Тетерин